Священное Писание возвещает нам,
что Христос в неизреченном
единении двухсоставен. Он - Бог и
человек. Ибо Слово стало плотию (Ин.
1, 14). Итак, Сам Христос именует
Божество Слова Духом Святым, как и
самарянке сказал: "Бог есть
дух" (Ин. 4, 24), а человечество
Слова - Сыном Человеческим, ибо
говорит: "ныне прославился Сын
Человеческий" (Ин. 13, 31). И иудеи,
всегда оскорбляющие Бога, в
отношении ко Христу впадали в
сугубую хулу. Одни, соблазняясь
плотью Его, тем, что Он Сын
Человеческий, считали Его пророком,
а не Сыном Божиим, и упрекали Его за
то, что он ест и пьет (Мф. 11,19). И этим
Он даровал прощение; потому что
тогда только началась проповедь, и
для мира невместимо было уверовать
в Бога, сделавшегося человеком.
Потому и говорит Христос: "если
кто скажет слово на Сына
Человеческого",- то есть на тело
Его,- "простится ему" (Мф. 12, 32).
Ибо осмелюсь сказать, что даже
блаженные ученики не имели
совершенного понятия о Божестве
Его, пока не сошел на них Дух Святой
в день Пятидесятницы; даже после
Воскресения, увидев Его, одни
"поклонились Ему, а иные
усомнились" (Мф. 28, 17), однако не
были за это осуждены. Но тому, кто
хулил Духа Святого, то есть
Божество Христово, и говорил, что
"Он изгоняет бесов силою
веельзевула" (Лк. 11, 15), не
простится ему ни в сем веке, ни в
будущем. Надо заметить, что Христос
не сказал: "Не отпустится
хулившему и покаявшемуся", но
"хулящему", то есть
пребывающему в хуле. Ибо должное
покаяние разрешает все грехи.
Иные, исследуя сказанное, говорят,
что есть четыре способа, которыми
совершается отпущение грехов, и два
из них имеют место здесь, а два - в
будущем веке. Поскольку память наша
не в состоянии удержать все
прегрешения целой жизни, чтобы
человеку покаяться в них здесь, то
человеколюбивый Господь для
непокаявшихся, как говорят они,
подготовил два способа покаяния в
будущем веке. Если кто-нибудь делал
добро без различия, из сострадания
к ближнему или по другим
человеколюбивым побуждениям, то в
будущем веке, во время суда, это
будет взвешено, и если добро
перевесит, то будет ему прощение.
Это - первый способ. А второй
следующий: если одержимый грехами,
слыша, что говорит Господь: "Не
судите, да не судимы будете" (Мф. 7,
1), и убоявшись, никого не осуждает
за его жизнь, то, как хранитель
заповеди, он не осудится, потому что
Бог не солжет и не забудет Своей
заповеди. Другие же два способа
прощения имеют место здесь. Иногда
грешник, по Промыслу Божию,
подвергается несчастиям, нуждам,
болезням,- ибо через это Бог
неизвестным нам образом очищает
его, и если искушаемый благодарит,
то за благодарность приемлет
награду. Если же не благодарит, то
осуждается и за те грехи, за которые
он терпел наказание, и сверх того
подвергнется ответственности за
неблагодарность. Поэтому, кто
грешит в чем-либо перед людьми, тот
имеет много случаев к получению
прощения. Ибо кто грешит против
одного человека и делает добро
другому человеку, тот
оправдывается тем же самым
естеством, против которого
согрешил. Но хула на Духа есть
неверие, и нет другого способа к
получению прощения, как сделаться
верным; и грех безбожия и неверия не
простится ни здесь, ни в будущем
веке. Святитель Афанасий
Александрийский (115, 731-732).
Хула на Сына Человеческого потому может быть прощена, что хулящие Его злословят Его до тех пор, пока, по слепоте душевных очей, не видят, что в лице Его непостижимым образом Божество соединилось с бренной плотью, то есть злословят по неведению сокровенного в Нем Божества. Но когда очистят душу свою, то, уразумев воплощение Божества, делаются верующими и этим избегают осуждения. Но что касается хулителей Святого Духа, то эти обнаруживают явную злобу и неблагодарность, потому что вооружаются против очевидных дел Божиих. Так, иудеи, хотя ясно видели, что Иисус Христос Божественной силой исцелял больных и изгонял бесов, тем не менее говорили, что Он это делал силою веельзевула. А хула, которая касается Божества, не может быть прощена. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 731).
Достигший (непрестанного пребывания в молитве) достиг высшего предела всех добродетелей и еще на земле делается жилищем Святого Духа. Кто не принял действенно благодати. Утешителя, тот не может со свободою и радостью пребывать в постоянной молитве. Дух, как сказано, когда вселится в какого человека, то не прекращает молитвы, ибо Сам Дух непрестанно молится. Преподобный Исаак Сирин (82, 266).
Господь наш Иисус Христос научил, сказав: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять" (Ин. 14, 15-17). Потому, пока не храним всех заповедей Господних, и пока мы не таковы, чтобы Господь засвидетельствовал о нас: "вы не от мира" (Ин. 15, 19), до тех пор не ожидаем удостоиться Духа Святого. Святитель Василий Великий (113,404).
Дух Святой есть во всех, как всех объемлющий и о всех промышляющий, и во всех приводящий в движение естественные семена (добра). Но в сущих под законом он присутствует как Указатель преступления заповедей и Просветитель предсказанного обетования во Христе. Во всех же сущих во Христе - как Усыновитель. А как Податель премудрости, ни в ком из названных лиц Он не присутствует просто или безусловно, но только в тех, кто сознательно сделал себя достойным Его Божественного вселения своей богоподобной жизнью. Ибо всякий, не творящий Божиих велений пусть он и верный, имеет неразумное сердце, как детище злых по мыслов, и тело повинное, всегда полное нечистыми страстными похотями. Преподобный Максим Исповедник (68, 260).
Кто хочет прийти к Господу, сподобиться вечной жизни, быть жилищем Божиим и удостоиться Святого Духа, тот, чтобы ему быть в неукоризпенном состоянии и творить плоды по заповедям Господним, должен положить такое начало: во-первых, он должен твердо уверовать в Господа, всецело посвятить себя словам заповедей Его, во всем отречься от мира, чтобы ум совершенно не был занят ничем видимым; во-вторых, всегда нужно ему пребывать в молитве и не отчаиваться, непрестанно ожидая посещения и помощи от Господа и во всякое время имея это целью ума своего; в-третьих, надо всегда принуждать себя ко всему доброму, к соблюдению всех заповедей Господних, хотя бы и не желало этого сердце по причине пребывающего в нем греха, например, принуждать себя к смиренномудрию, кротости, милосердию. Святитель Макарий Великий (113, 404).
"Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает" (Ин. 14, 17). Плотский человек, ум которого не упражнялся в созерцании, весь, как в тину, погружен в плотское мудрствование, не может воззреть на духовный свет истины. Поэтому мир, то есть жизнь, порабощенная плотскими страстями, не приемлет благодати Духа, как больной глаз - света солнечных лучей. А ученикам Своим, о которых Господь засвидетельствовал, что они, следуя учениям Его, имеют чистоту жизни, дает Он и силу быть тайнозрителями и созерцателями Духа. Ибо говорит: "Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам" (Ин. 15, 3). Поэтому "мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает". То же говорит и Исаия: "распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней" (Ис. 42, 5), о попирающих земное и о ставших выше его свидетельствует пророк, что они достойны дара Святого Духа. Потому чем должно признать Того, Кто невместим для мира и созерцаем одними святыми, по причине чистоты их сердца? И какие чествования достойны Его? (116, 522).
Божий Дух обильно пребывает в разумной душе, если она не захочет по нерадению отступить от себя самой (6, 193).
Дух Святой, хотя не имеет общения с недостойными, однако, повидимому, пребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды (в Миропомазании), ожидая их спасения после обращения... Святитель Василий Великий (6, 249).
Всякий, кто любит собственное спасение, делается обителью Святого Духа. Преподобный Ефрем Сирин (25, 200).
Прежде очищения душ невозможно приятие даров Святого Духа (40, 241).
Не одна вера нужна, но и духовная жизнь, чтобы мы могли удержать в себе Духа, данного однажды. Святитель Иоанн Златоуст (43, 826).
В душе верного обитает Дух Святой, и по той мере, как человек сохраняет в чистоте дом своего сердца, он просвещается, и посредством слез, радости, восхищения, утешения и веселия ощущает огонь Божий, живущий в себе; особенно же во время праздников, священных собраний и во дни просвещения нисходит Дух Святой и Его благодать, живущая в человеке, ликует, и сам человек удостоверяется, что он воистину христианин и принял святое крещение. Потому многие и в мире ощущают действия этой благодати Святого Духа, как предстоящие алтарю и приступающие к причащению Христовых Таин, ибо они тотчас исполняются слез, У радости и веселия. Блаженный Иероним (113, 423).
Если желаешь получить Божественного Духа, совершенно веруй в Бога, отрекись также от себя самого, без колебаний возьми крест на плечи и умри произволением, чтобы сделаться причастником бессмертной жизни. Да не обольстят тебя обманщики своими лживыми речами о том, что не теперь, а только после смерти душа получает жизнь, чтобы поверив, ты не вознерадел и не лишился причастия жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов (59,31).
В житии святого Епифания, епископа Кипрского, написано следующее. Этот великий архиерей Божий имел от Господа ту благодать, что удостаивался во время приношения бескровной жертвы видеть наитие Святого Духа на предложенные Святые Дары, и никогда не оканчивал молитвы возношения, не видя нисшествия Божественного Духа. Когда он однажды служил и говорил обычо молитву возношения, то не увидел знамения нисшествия Свя того Духа. Тогда он, не окончив молитвы, опять начал читать ее сначала, но и тогда не пришел Дух Святой. Сделав это в третий раз и дивясь тому, что не видит Духа Святого, он стал плакать и умом молиться Богу, чтобы Он известил его, по какой причине лишаются Святого Духа предложенные дары. Взглянув же на диакона, стоявшего, по левую сторону и державшего рипиду, он увидел, что лицо его черное, страшное, будто проказа на челе у него. Тогда он взял у него рипиду и с кротостью сказал ему: "Не принимай ныне причащения Божественных Даров, а иди домой". Когда же отступил диакон от божественного алтаря, тотчас увидел Епифаний благодать Духа Святого, сошедшего на предложенные дары. По окончании божественной литургии святитель, призвав диакона, спросил у него: "Какой-то был грех, который мешал пришествию Духа Святого на честные дары?". Он же чистосердечно признался, что в прошедшую ночь был с подругой своей в единении супружеском. Тогда святой Епифаний, созвав всех пресвитеров, диаконов и весь клир свой, сказал им: "Если кто из вас, чада мои, сподобится алтарного служения, снимите сапоги плотских, бессловесных страстей, не подходите к божественному алтарю, связанные сладострастными похотями, последуйте тому что говорит святой апостол: "имеющие жен должны быть, как не имеющие" (1 Кор. 7, 29). Святитель Димитрий Ростовский (103, 164).
Говорят об авве Антонии, что он сказал: "Я видел Духа Божия нисходящим на трех людей: на авву Афанасия и дано ему патриаршество; на авву Пахомия и дано ему начальство над общежитиями; на авву Макария и дана ему благодать исцеления" Отечник (82, 40).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |