Перейдем к именам Сына... Мне
кажется, что Он именуется
"Сыном" потому, что Он
тождествен с Отцом по сущности, и не
только тождествен, но и от Отца.
"Единородным" (Ин. 1, 18) - потому
что Он не только Единый и Единого и
Единственно Единый, но и
единственным образом, а не как тела.
"Словом" (Ин. 1, 1) - потому что Он
так относится к Отцу, как слово к
уму, не только по бесстрастному
рождению, но и по соединению с Отцом
и потому, что Его. А иной бы сказал,
может быть, что относится к Отцу,
как определение к определяемому,
потому что и определение
называется словом. Ибо сказано, что
познавший (таково значение слова
"видевший") (Ин. 14, 9) Сына познал
и Отца, и Сын есть сокращенное и
удобное изображение Отчего
естества, так как и всякое
порождение есть безмолвное слово
родившего. Но не погрешит в слове и
тот, кто скажет, что Сын именуется
Словом как соприсущий всему сущему.
Ибо что стоит не Словом?
"Премудростью" (1 Кор. 1. 25) - как
ведение Божеских и человеческих
дел. Ибо Сотворившему возможно ли
не знать законов сотворенного Им?
"Силою" (1 Кор. 1, 25) - как
Охранитель тварей и Податель сил к
продолжению бытия.
"Истиной" (Ин. 14, 6) - как единое,
а не множественное по естеству (ибо
истинное единственно, а ложь
многолика); как чистая печать и не
ложный образ Отца.
"Образом" (2 Кор. 4, 4) - как
Единосущный и потому что Он от Отца,
а не Отец от Него, ибо самая природа
образа состоит в том, чтобы быть
подражанием первообразу и тому,
чьим образом он называется.
Впрочем, здесь больше
обыкновенного образа, ибо там и
недвижимое бывает образом
движимого, а здесь живого Бога -
живой Образ, более имеющий с Ним
сходства, нежели... всякое
порождение с родившим. Ибо такова
природа существ простых, что они не
могут в одном быть схожими, а в
другом несхожими, напротив, целое
бывает изображением целого, и
притом более похожим, нежели
слепок.
"Светом" (Ин. 8, 12) - как
светлость душ, очищенных в уме и
жизни. Ибо если неведение и грех -
тьма, то ведение и жизнь
Божественная - свет.
"Жизнью" (Ин. 14, 6) - потому что Он
свет, опора и осуществление всякой
разумной природы. "Ибо мы Им
живем и движемся и существуем"
(Деян. 17, 28), по двоякой силе
вдохновения - и по дыханию жизни,
которое Он вдохнул во всех, и по
Духу Святому, Которого, дает
вмещающим, и по мере того как
отверзает уста разум.
"Праведностью" (1 Кор. 1, 30) -
потому что разделяет по
достоинству, правдиво судит и тех,
которые под законом, и тех, которые
под благодатью, и душу, и тело, чтобы
душа начальствовала, а тело
состояло под начальством, чтобы
лучшее владычествовало над худшим,
а худшее не восставало против
лучшего.
"Освящением" (1 Кор. 1, 30) - как
чистота, чтобы чистое вмещаемо было
чистотою.
"Искуплением" (1 Кор. 1, 30) - как
освобождающий нас, содержимых под
грехом, как Давший Себя за нас в
искупление, в очистительную жертву
за вселенную.
"Воскресением" (Ин. 11, 25) - как
переселяющий нас отсюда и,
умерщвленных грехом, вводящий в
жизнь.
Эти имена принадлежат еще вообще и
Сущему выше нас, и Сущему ради нас:
собственно же нам свойственные и
принадлежащие, воспринятые Им по
человечеству, есть следующие:
"Человек" (1 Тим. 2, 5), чтобы
невместимый иначе для телесного -
по причине необъемлемости естества
- не только сделался вместимым
через тело, но и освятил собою
человека, сделавшись как бы
закваскою для целого смешения,
всего человека освободил от
осуждения, соединив с Собою
осужденное, став за всех всем, что
проникала смерть. А общее из всего
этого есть Человек, по
умосозерцаемому видимый Бог.
"Сын Человеческий" (Ин. 3, 13) - и
через Адама, и через Деву, от
которых родился (от одного как от
праотца, от другой как от Матери) и
по закону, и сверх законов рождения.
"Христос" - по Божеству, ибо
само помазание освящает
человечество не действием своим,
как в других помазанниках, но
всецелым присутствием Помазующего.
И следствие этого помазания то, что
Помазующий именуется человеком, а
помазуемое делается Богом.
"Путь" (Ин. 14, 6) - как через Себя
ведущий нас.
"Дверь" (Ин. 10, 9) - как вводитель.
"Пастырь" (Ин. 10, 11) - как
вселяющий на "злачных
пажитях", воспитывающий на
"водах тихих" (Пс. 22, 2).
Защищающий от зверей, обращающий
заблудшего, отыскивающий
погибшего, обвязывающий
сокрушившегося, сберегающий
крепкого (Иез. 34) и пастырским
искусством собирающий в тамошнюю
ограду.
"Овца" (Ис. 53, 7) - как заколение.
"Агнец" (1 Пет. 1, 19) - как
совершенный.
"Первосвященник" (Евр. 4, 14) - как
дарующий нам доступ.
"Мелхиседек" (Евр. 5, 6) - как
рожденный без матери по естеству
высшему, чем наше, и без отца - по
естеству нашему как не имеющий
родословия по горнему рождению, ибо
сказано: "род Его кто
изъяснит"? (Ис. 53, 8); как царь
Салима, то есть мира, как царь
правды и как приемлющий десятину от
патриархов, которые мужественно
подвизались против лукавых сил.
Имеешь перед собою наименования
Сына - шествуй по ним, и если они
высоки, то шествуй божественно, а
если телесны, то подобострастно,
лучше же сказать, совершенно
божественно, чтобы и тебе стать
богом, восшедшим от земли через
Снисшедшего ради нас свыше. А более
всего и прежде всего наблюдай
сказанное - и не погрешишь в высоких
и низких наименованиях. "Иисус
Христос вчера и сегодня" телесно
"Тот же", духовно "и во
веки" (Евр. 13, 8) веков. Святитель
Григорий Богослов (13, 98).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |