Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни (82, 280).
Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин (82, 280).
Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание - ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов (82, 288-289).
Авва Агафон говорил: "Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением". Такова совершенная любовь (82, 56).
Авва Агафон говорил: "Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня" (82, 57).
Брат сказал авве Агафону: "Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби". Старец отвечал: "Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь". Авва Агафон (82, 61).
Повергающий себя перед Богом в разуме и повинующийся заповедям в смиренномудрии, достигает любви. Любовь вводит в бесстрастие (82, 144).
Не делайте того, чем, по соображению вашему, оскорбится брат ваш (82, 179).
Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится" (1 Кор. 13, 4), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум... Преподобный авва Исаия (82, 197).
Некто спросил старца: "Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?" Старец ответил: "Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать" (82, 398).
Старец сказал: "Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение" (82, 399).
Согрешивший должен отлучить себя от всякой любви человеческой, пока не убедится, что Бог принял его покаяние: любовь мира сего отлучает от любви Божией. Изречения безымянных старцев (82, 405).
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего. Преподобный Пимен Великий (82, 345-346).
Сближайся с праведными - и через
них приблизишься к Богу. Общайся с
имеющими смирение - и научишься их
нравам. Ибо если смотреть на них
полезно, то тем более учиться у них.
Возлюби нищих, чтобы через них и
тебе улучить милость. Не сближайся
с любящими спорить, чтобы не быть
тебе принужденным утратить тишину
свою. Без отвращения переноси
телесные недостатки больных и
особенно убогих, потому что и ты
обложен телом. Не упрекай скорбящих
сердцем, чтобы тебя не поразил жезл
их, и тогда будешь искать
утешителей и не найдешь. Не
уничижай увечных, потому что в ад
пойдем все в равном виде. Люби
грешников, но ненавидь дела их и не
пренебрегай грешными за недостатки
их, чтобы самому не быть искушенным
в том же, в чем искусились они.
Помни, что и ты причастен земному
естеству, и делай добро всем. Не
укоряй требующих молитвы твоей и не
лишай их добрых слов утешения,
чтобы они не погибли и с тебя не
были взысканы души их. Напротив,
помни, что врачи при воспалениях
снижают жар, а при противоположных
состояниях употребляют
согревающие средства.
Когда встретишься с ближним своим,
принуждай себя оказывать ему честь
выше меры его. Приветствуй его
лобзаниями с великой честью... и
хвали его даже за то, чего он не
имеет. А когда разлучишься с ним,
говори о нем все хорошее и самое
достойное. Ибо этим и подобным
этому привлечешь его к добру,
заставишь его стыдиться того
приветствия, которым ты
приветствовал его, и посеешь в нем
семена добродетели. От такой
приобретенной тобою привычки
отпечатлеется в тебе добрый образ,
ты приобретешь высокое смирение и
без труда преуспеешь в великом. А
сверх этого, если чествуемый тобою
и имеет какой недостаток, он легко
примет от тебя врачевание,
устыдившись той чести, какую ты
оказал ему. Пусть всегда будет у
тебя этот нрав - со всеми быть
приветливым и почтительным. Никого
не огорчай, никому не завидуй - ни
силе веры, ни, наоборот, плохим
делам его. Но берегись кого-либо и в
чем-либо порицать или обличать,
потому что есть у нас
нелицеприятный Судия на Небесах.
Если же хочешь обратить кого-либо к
истине, то скорби о нем и со слезами
и с любовью скажи ему слово или два,
а не воспаляйся на него гневом, и да
не увидит он в тебе признака вражды.
Ибо любовь не умеет раздражаться
или огорчаться на кого-нибудь, или
укорять кого-нибудь с досадой.
Указанием истинной любви и
понимания служит смирение, которое
рождается от доброй совести о
Христе Иисусе, Господе нашем. Преподобный
Исаак Сирин (55, 303-304).
Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого (6, 417).
Кто любит ближнего, как самого себя, у того нет ничего излишнего перед ближним (7, 90).
Как Бог дает всем возможность равно приобщиться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и одинаково сильный свет любви (8, 68).
Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя. Святитель Василий Великий (8, 89).
Что может сравниться с любовью? Ничто. Это - корень, источник и мать всех благ. Это - добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренне усвоившим ее (37, 796).
Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, но ищет достойного (39, 50).
Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением их нечестия. Святитель Иоанн Златоуст (39, 320).
Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога. Преподобный Нил Синайский (47, 195).
Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир. Преподобный Исаак Сирин (56, 211).
Спаситель говорит: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: "Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?" Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание - тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: "Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?"... Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить "ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39). Преподобный авва Дорофей (58, 162).
Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 32).
Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог - предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов. Преподобный Никодим Святогорец (64, 265).
"Не любящий брата пребывает в смерти",- пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. "Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Ин. 3, 10). Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием. Святитель Тихон Задонский (104, 992-993).
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе - Бог (108, 123).
Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей (108, 127).
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь (108, 127).
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви (108, 127-128).
Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты - в горестном самообольщении (108, 128).
Явление духовной любви к ближнему - признак обновления души Святым Духом (108, 128).
Совершенство христианина - в совершенной любви к ближнему (108, 128).
Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви (108, 130).
Милосердие к ближним и смирение перед ними в соединении с чистотою сердца... составляет основание и силу молитвы (108, 146).
С членами Христовыми - христианами - нужно обходиться очень осторожно и благоразумно: нужно сострадать им в их недугах и отсекать только те, которые, не подавая никакой надежды на выздоровление, лишь заражают своим недугом Других (108, 339).
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения (108, 371).
Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним (109, 340).
Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя (111, 259).
Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище - любовь к Богу (111, 330).
Сердце ваше да принадлежит единому Господу, а в Господе и ближнему (111, 518).
Любовь, отдающая должное людям по мере их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всех Христа (111, 522).
Хотя заповедь о любви к Богу настолько возвышенней заповеди о любви к образу Божию - человеку, насколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу (112, 87-89).
Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига (112, 88).
Причина... любви (к ближним) одна - Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем (112, 90).
Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним (112, 91-92).
Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу (112, 145).
Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего (112, 277).
Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 303).
Прекрасна и похвальна любовь к ближним, если только заботы ее не отвлекают нас от любви Божией. Преподобный Исаак Сирин (55, 402).
"Если кто приходит ко Мне и не
возненавидит отца своего и матери,
и жены и детей, и братьев и сестер, а
притом и самой жизни своей, тот не
может быть Моим учеником" (Лк. 14,
26). Есть ли противоречие в том, что
заповедуется ненависть к родителям
и близким родственникам нам,
которым дана заповедь любить даже
врагов?! И действительно, Истина
говорит о жене: "Что Бог сочетал,
того человек да не разлучает" (Мф.
19, 6). И [апостол] Павел говорит:
"Мужья, любите своих жен, как и
Христос возлюбил Церковь" (Еф. 5,
25). Вот ученик повелевает любить
жену, тогда как Учитель говорит:
"Кто... не возненавидит жены... не
может быть Моим учеником".
Неужели одно возвещает Судия, а о
другом вещает проповедник? Или мы
можем вместе и ненавидеть, и любить?
Но если мы вникнем в силу заповеди,
то можем делать то и другое через
разделение, так что будем любить
тех, которые близки к нам, и
ненавидеть и избегать враждебных
нам на пути Божием. Как бы через
ненависть к ним любить Того, Кого не
слушают мудрствующие по плоти,
когда внушают нам нечестие. Но,
чтобы показать, что Господь
производит эту ненависть к ближним
не от расположения душевного, а от
любви, Он тотчас добавил: "И самой
жизни своей". Итак, нам
заповедуется ненависть к ближним и
к душе своей. Следовательно, тог,
любя, должен ненавидеть ближнего,
кто ненавидит его так, как самого
себя. Ибо мы ненавидим душу свою,
когда не следуем ее пожеланиям,
когда боремся с ее наслаждениями.
Итак, она как бы через ненависть
бывает любима, когда, будучи
презрена, направляется к лучшему.
Именно так мы должны выражать свою
ненависть к ближним, чтобы и любить
в них - их суть, и ненавидеть то, чем
они препятствуют нам на пути
Божием.
Известно, что когда [апостол] Павел
шел в Иерусалим, пророк Агав взял
его пояс, связал им себе руки и ноги
и сказал: "Мужа, чей этот пояс, так
свяжут в Иерусалиме" (Деян. 21, 10,
11). Что же говорил тот, кто
совершенно ненавидел душу свою?
"Я не только хочу быть узником, но
готов умереть в Иерусалиме за имя
Господа Иисуса" (Деян. 21, 13) "и
не дорожу своею жизнью" (Деян. 20,
24). Вот как апостол, любя, ненавидел,
и ненавидя, любил свою душу, которую
желал предать смерти за Иисуса,
чтобы воскресить ее к жизни от
смерти греха.
Итак, это понятие о ненависти к себе
самим перенесем на ненависть к
ближнему. Надо любить каждого в
этом мире, не исключая и врага, но на
пути Божием не надо любить врага,
хотя бы он был и родственник. Ибо,
кто сильно желает вечного, тот
должен быть на том пути Божием, на
который вступает без отца, без
матери, без жены, без детей, без
родных, без себя самого, чтобы тем
вернее знать Бога, чем менее
помнить о ком-либо в деле
благоугождения Ему. Ибо много
значит, когда плотские страсти
рассеивают внимание ума и
затмевают Его проницательность; но
мы не терпим от них вреда, если
держим их в стесненном положении.
Итак, надо любить ближних, любовь
должна быть простираема на всех
ближних и дальних, однако ради этой
любви не должно уклоняться от любви
к Богу.
Но как нужно выражать эту самую
ненависть души. Истина объясняет
далее: "И кто не несет креста
своего и идет за Мною, не может быть
Моим учеником" (Лк. 14, 27). Потому
что крест называется так от
"крестования", распятия на
кресте. И мы носим крест Господень
двумя способами: или умерщвляя
плоть воздержанием, или считая беду
ближнего своею собственной, по
сочувствию. Ибо тот, кто выражает
скорбь о чужой беде, тот носит крест
в душе. Но надо знать, что есть люди,
которые употребляют воздержание
плоти не ради Бога, а ради
тщеславия. И есть много таких,
которые выражают сочувствие к
ближнему не по духу, а по плоти, для
того чтобы содействовать ему не в
Добродетели, но как бы в виновности.
Эти люди, хотя и кажутся несущими
крест, однако не следуют за
Господом. Поэтому та же самая
истина справедливо говорит: "И
кто не несет креста своего и идет за
Мною, не может быть Моим
учеником". Ибо нести крест и идти
вслед за Господом значит или
умерщвлять плоть воздержанием, или
проявлять сочувствие к ближнему, по
желанию вечной цели. Но кто делает
это ради временной цели, тот хотя и
носит крест, но отказывается идти
вслед за Господом. Святитель
Григорий Двоеслов (116, 179-180).
Почему ты любишь дитя больше своего Владыки? Не Он ли даровал тебе дитя? Почему же ты так неблагодарен, что дар любишь более, чем Даровавшего? Святитель Иоанн Златоуст (45, 429).
Всякого человека, кто и каков бы он ни был, например, родителям - детей и детям - родителей, мужу - жену и жене - мужа, и прочее, до тех пор должно любить, пока эта любовь согласна с любовью Божией. А в противном случае любовь к человеку должна уступить любви Божией. Особенно же любовь к собственной жизни нельзя предпочитать любви Божией: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф. 10, 37). Потому что Бога должно любить больше всякого создания, больше всякого человека и больше себя самого. Святитель Тихон Задонский (104, 983).
Нет ничего дороже и желаннее, чем человек, который твоему счастью радуется, как своему собственному, и в несчастии принимает участие, как если бы он сам страдал. Но надо, чтобы дружба была основана на добродетели. Ибо основанная на страсти и начатая с дурным намерением дружба не есть дружба, но соединение злобы и заговор. Так, например, Пилат и Ирод были во всегдашней ссоре, но, согласившись убить неповинного Иисуса, они примирились. Чтобы был тверд честный мир дружбы, необходимо равенство в имении и чести, то есть надо столько же, по крайней мере, иметь попечения о пользе и о чести своего друга, как и о собственных, а если этого не будет, то дружба скоро разрушится, и будет только лицемерной. И потому надо иметь осторожность, чтобы под видом дружбы наше добросердечие хитрые люди не обратили себе на пользу, а нам во вред. Ибо, по апостольскому слову, бывают и беды "между лжебратиями" (2 Кор. 11, 26). И между апостолами был Иуда-предатель. Если искренне брат брату помогают, будут стоять твердо. Не в еде и питии состоит дружба, такую имеют и разбойники, и человекоубийцы. Но если мы действительно друзья, если поистине друг о Друге печемся, во всем друг другу да помогаем, это дружба во благо, она помогает нам не отойти в геенну. Платон, митрополит Московский (105, 200-203).
Когда близкие нам по плоти вознамерятся отвлечь нас от следования воле Божией, проявим к ним святую ненависть... Святая ненависть к ближнему заключается в сохранении верности к Богу, в неприятии порочной воли людей (108, 92).
Естественная любовь наша повреждена падением, ее нужно умертвить... и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе (108, 123).
Учение Евангелия выражает любовь к ближнему исполнением относительно него всесвятых заповеданий Господа; удовлетворение пожеланиям и прихоти человеческой они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его так же, как страшатся и избегают самолюбия. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 271).
Коренная, источная заповедь: люби. Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать - люби, но не легко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, "как самого себя" (Мф. 22, 39), "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк. 6, 31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими, так чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби "ближнего твоего, как самого себя", Он хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше "я", то не жди добра. Епископ Феофан Затворник (107, 326-327).
Не делай того, что печалит ближнего, но будь вежлив в обращении со всяким (25, 212).
Ничто так не приводит душу к спасению и не побуждает ее к трудам, как если найдется среди нас учитель, делами проповедующий добродетель (25, 506).
Нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться от горького рабства греху и от мучительства диавола (27, 49).
Если заповедано нам полагать душу друг за друга, тем более обязаны мы оказывать друг другу послушание и покорность, чтобы подражать Господу. Преподобный Ефрем Сирин (27, 279).
Совести и закону Божию отвечает правило: чего не хочешь себе, того не твори ближнему. Этого правила держись, христианин, и не погрешишь в обхождении с ближним. Что возбраняет оно, то возбраняет совесть и закон Божий. Не хочешь, чтобы кто-нибудь тебя обидел, здоровье и жизнь у тебя отнял, что-нибудь твое у тебя похитил и украл; не хочешь, чтобы тебя обманули в чем-нибудь; не хочешь, чтобы плохую вещь за хорошую,. одну за другую, гнилую за здоровую, дешевую за дорогую продали; не хочешь, чтобы кто-нибудь тебя оклеветал, осудил, обругал, обесчестил и прочее,- и сам не твори того ближнему. Ты не хочешь всего того для себя - не хочет и он. Зло для тебя есть все это - зло и для ближнего твоего. Когда ближний твой делает тебе, чего ты себе не хочешь,зло тебе делает, но когда и ты ближнему твоему делаешь то, чего он себе не хочет, зло ему делаешь. Если грешишь против этого правила: чего не хочешь себе и прочее - грешишь и против совести и закона Божия, и так обличаешься совестью и законом Божиим как законопреступник. Святитель Тихон Задонский (104, 109).
Умереть для ближнего - значит ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием, но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7, 1). Не имей вражды ни с кем и не питай вражды в сердце твоем, не ненавидь и того, кто враждует с ближним твоим. В этом-то и состоит мир. Утешай себя тем, что труд - кратковремен, а упокоение за него вечно, по благодати Бога Слова. Авва Моисей (82, 314).
Ненависть к лукавству состоит в том, чтобы возненавидеть свой грех и оправдать брата (82, 334).
Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается перед ним достоинство брата его, когда же человек признал достоинства в себе, тогда брат его представляется ему недостойным. Преподобный Пимен Великий (82, 334).
Если ты призываешь правосудие Божие на ближнего, тем самым ты увеличиваешь тяжесть своих грехов. "Если ты желаешь,- скажет Бог,- чтобы Я был строгим Судией проступков, сделанных против тебя, то как ты просишь о снисхождении к тому, в чем ты согрешил против Меня?" (45, 661).
Если ты отпустишь ближнему согрешения, то все твои грехи, которые должны будут открыться на Суде, будут истреблены уже здесь, и ты отойдешь отсюда, не неся на себе бремени своих грехов (46, 616).
Прощая ближним, не будем думать, что мы благодетельствуем им или что проявляем к ним большую милость: мы оказываем благодеяния себе и извлекаем большую пользу. Если же мы не прощаем их, мы не причиняем им особенного вреда, но себе готовим страшное наказание в геенне. Святитель Иоанн Златоуст (46, 977).
Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная любовь к ближнему, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 40).
Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это член твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоею немощью (108, 412).
Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто не примечаемым презрением ближних (112, 433).
Если... Господь сподобит положить тебе в основание молитвенного подвига незлобие, любовь, неосуждение ближних, милостивое извинение их, тогда с особенной легкостью и скоростью победишь противников твоих, достигнешь чистой молитвы. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 212).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |