Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились учению Его: ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники (Мф. 7, 29). Эта власть - не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило внутрь и покоряло совесть человеческую, указывая, что все так и есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое Божественной силой, слово от Духа. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от учености, а от того, как Дух им давал провещать. Это - дар Божий, стяжаемый трудами не только над исследованием истины, но более над сердечным жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникает убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; отсюда и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от учености, не дается такая сила, потому что они говорят от головы и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только ее верхушка. Жизнь в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на целые эпохи жизни. Епископ Феофан Затворник (107, 271-272), (115, 455).
Гордые и надменные иудеи, желая прервать беседу с учениками, подошли к Нему с вопросом: "Какой властью Ты это делаешь?" (Мф. 21, 23). Поскольку иудеи не могли унизить Его чудес, то ставят Ему в вину Его поступок с торгующими в храме. Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но с тем же смыслом: "Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?" (Ин. 2, 18). И Христос отвечал им: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2, 19). И здесь Он приводит их в крайнее затруднение. Отсюда видно, что случай, описываемый Иоанном, был в начале служения Иисуса, когда Он только что начал творить чудеса, а описываемый Матфеем был при конце Его служения. Смысл вопроса иудеев был такой: получил ли Ты учительскую кафедру, рукоположен ли во священника, что проявляешь такую власть? Хотя Христос ничего не сделал, что показывало бы гордость, а только установил благочиние в храме, но, не имея ничего сказать против Иисуса, иудеи и в этом Его укоряют. Впрочем, из-за чудес они не смели укорять Его в то самое время, когда Он изгнал торгующих из храма, но укорили Его уже после, когда увидели Его. Что же Христос? Он не прямо отвечает на их вопрос, показывая тем, что они могли знать о Его власти, если бы захотели, но Сам спрашивает их: "Крещение Иоанново с небес было, или от чсловеков?" (Лк. 20, 4). Но как это относится к делу, спросишь ты? Прямо. Если бы они сказали: "с небес", Он отвечал бы им: "Почему же вы не поверили ему?" (Лк. 20, 5). Потому что если бы верили Иоанну, то и не спрашивали бы об этом, так как Иоанн говорил о Нем: у Него "Я недостоин развязать ремень обуви" (Лк. 3, 16). И еще: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29). И также: "Приходящий свыше и есть выше всех" (Ин. 3, 31). И опять: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое" (Мф. 3, 12). И если бы иудеи поверили Иоанну, то им нетрудно было бы понять, какой властью Христос делает это. Поскольку же иудеи лукаво отвечали Ему: "Не знаем" (Лк. 20, 7), то Христос не сказал им: "И Я не знаю". Но что же? "И Я не скажу вам, какою властью это делаю" (Лк. 20, 8). Если бы они в самом деле не знали, надо было бы научить их. Но так как они поступали лукаво, и Христос справедливо ничего не отвечал им. Почему же иудеи не сказали, что крещение Иоанново было от людей? Боялись народа, сказано. Видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. Ибо и Иоанна боялись для людей, уважая святого мужа не ради него самого, но для народа. Для народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа. Вот где источник всех зол для них! Святитель Иоанн Златоуст (116, 371-372).
Всякая власть для христианина - не покой и честь, но большой крест, большими и многими трудами, заботами и постоянным терпением обремененный, чего никто не пожелает. Ибо надо всякому прежде сделать себя достойным чести и Божиего призвания ожидать, которым совершается избрание высших властей (104, 326-327).
Разум и добрая совесть нужны христианину начальнику. Без разума начальник будет, как слепой, заблуждаться, без доброй совести будет разорять, а не созидать общество. Честь изменяет нрав человеческий, но редко к лучшему. Многие были бы святыми, если бы не были в чести. Подумай об этом, христианин, и не берись за тяжесть выше твоей силы. Святитель Тихон Задонский (104, 1200).
Может быть, кто-либо скажет, что
апостол Павел не похулил желающих
архиерейства, ибо говорит: если кто
епископства желает, доброго дела
желает (1 Тим. 3, 1); следовательно,
желание епископства не является
постыдным желанием.
Говорящий так пусть внемлет
последним словам апостола:
"Доброго дела желает".
"Дела" желает, а не власти,
труда, а не почета, забот, а не
насыщения. Апостол похваляет
желание, ибо сан святительства
учрежден Господом на земле не для
покоя и удовольствия, но для того,
чтобы святитель всегда нес на себе
величайшие труды, заботясь о
спасении всех... Не для того нужно
быть архиереем, чтобы величаться и
важничать, будучи почитаемым всеми,
а для того, чтобы нелицемерно и
всегда являть собою образ Христова
смирения, чтобы быть поборником
истины, не обинуясь, невзирая на
лица, всегда быть готовым положить
душу свою за Христа и Христову
Церковь. Апостол потому именно не
похулил желающих епископства, что в
те времена апостольские за
епископством следовало
мученичество. И как из апостолов,
так и из епископов мало кто умер
своей смертью. Но весьма многие
скончались в мученичестве. Ибо
нечестивые мучители искали прежде
всего епископов и учителей
христианских, как предводителей. И
потому если кто желал епископства,
то желал вместе и мученичества,
желал бесчестия, оплевания,
заушения и ран, а не гордого
превозношения и почестей; потому-то
в те времена желавший епископства
желал доброго дела. Ныне же ищущий
епископского сана должен бояться,
чтобы, приняв на себя попечение о
спасении других, не погубить свою
душу. Святитель Димитрий
Ростовский (103, 786-787).
Властолюбие есть великое зло в человеке и начало всякого зла... Мы знаем, что беззаконному Ироду не страшно было убить столько тысяч неповинных младенцев, чтобы только не лишиться царской власти. О, великое зло - властолюбие! Человек хочет другими владеть, но сам собою владеть не может. Беги от этого зла, чтобы не погубить себя и других. Надо прежде научиться собою владеть, и тогда принимать власть над другими (104, 327).
Когда почувствуешь гнев в сердце на подначального, берегись в гневе и словом и делом наказывать, но подожди, пока гнев укротится. Поскольку в гневе не сможешь похристиански наказывать, но много сделаешь непристойного и неприличного, христианин, о чем хотя и будешь после жалеть, но уже не возвратишь того, что сделано или сказано. Святитель Тихон Задонский (104, 1201).
После кончины игумена-настоятеля братия обители желали избрать одного старца игуменом, как великого и богоугодного мужа. Старец умолял их отказаться от этого. "Оставьте меня, отцы, оплакивать мои грехи. Я совсем не такой, чтобы заботиться о душах других. Это дело великих отцов, подобных авве Антонию, Пахомию, святому Феодору и другим". Однако не проходило дня, чтобы братия не убеждали его принять игуменство. Старец продолжал отказываться. Наконец, видя, что братия неотступно просят его, сказал: "Оставьте меня помолиться три дня. И что будет угодно Богу, то и совершу". Тогда была пятница, а в день воскресный рано утром старец скончался. Луг духовный (75, 13).
Авва Орсисий говорил: "Сырой кирпич, положенный в основание дома, недалеко от реки, не продержится там и одного дня, а пережженный лежит, как камень. Так и человек, питающий плотские помыслы и не проникнутый, подобно Иосифу, огнем страха Божия, бывает сокрушен властью, как только ее получит. Ибо много искушений для таких людей, если они живут в обществе. И потому, зная скудость сил своих, хорошо бежать от ига начальства. Впрочем твердые в вере бывают непоколебимы. Если бы кто стал говорить о святейшем Иосифе (Быт. 39), тот сказал бы, что он был неземной человек. Каким он подвергался искушениям!... Но Бог отцов всегда был с ним и избавлял его от всякой напасти, и ныне он в Царстве Небесном с отцами своими. И так начнем подвиг, познав наперед меру сил своих: ибо и при этом едва можем избежать суда Божия". Достопамятные сказания... (79, 182).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |